Статьи

Социократия: сравнение двух версий (классической и 3.0)

В последние годы в обсуждениях про самоорганизацию и управленческие практики часто звучит слово «социократия». Само это слово происходит от латинского socius, означающего компаньоны, коллеги или сподвижники, и греческого cratia, которое относится к правящему классу, например, к аристократии, плутократии, демократии и меритократии (так же означает власть или управление). Впервые само слово социократия упоминается в 1854 в North British Review.
Существует в трёх видах:
  • в классическом виде (часто обозначают как Sociocratic Circle Organization Method, SCM или просто «социократия по Энденбургу / Buck & Villines / Diana Leafe Christian») существует с 1974 года, начиная с компании Endenburg Elektrotechniek (Нидерланды).
  • холакратия (социократия оказала существенное влияние на ранних этапах развития холакратии, но сейчас различий между ними всё больше) существует с 2007 года, начиная с компании Ternary Software (США).
  • Sociocracy 3.0 (S3) - современная, паттерн-ориентированная версия, активно интегрирующая идеи социократии, agile и lean, существует с 2014 года.
В этой статье мы будем говорить про два вида (классическом и 3.0, оставив за рамками холакратию).
Оба эти подхода - про равноценность, прозрачность и ответственность - но они выполняют разную "работу" в организации: у каждого свой предмет воздействия, своя логика внедрения и свои сильные (и слабые) стороны. Ниже - сравнение, практические рекомендации и идеи для экспериментов по их использованию.

Что именно «делают» эти методологии - предмет и объекты воздействия

Классическая социократия (SCM) обращается к организации как к системе кругов с «двойной связью»: её основная задача - перестроить структуру принятия решений и коммуникации через круги, двойную связь, ролевые процессы и цепочки обратной связи «план - исполнение - оценка».
Объекты воздействия - форматы собраний, правила формирования предложений, процедуры выбора людей на роли, формализация сфер ответственности и обеспечение обратной связи между уровнями. Важный практический вывод: SCM — это целостная архитектура, где каждый компонент влияет на устойчивость системы в целом.

Социократия 3.0 (S3), в свою очередь, позиционируется как набор практических паттернов и принципов, которые можно применять выборочно в зависимости от драйверов (болей, потребностей, желаемых изменений) организации.
S3 воздействует на те же области - решения, роли, структуры, встречи - но делает это модульно: вы берёте паттерн «делегирование доменов», «прояснение драйвера», «принятие решений методом консента» или структурный паттерн «сервисный круг / организация персик» и внедряете именно его. S3 особенно сфокусирована на снижении рисков и потерь при изменениях и на сочетании с agile/lean практиками.
S3 помогает людям ориентироваться в запутанности, повышать уровень вовлечённости и адаптироваться к быстро меняющимся условиям, чтобы лучше создавать ценность и уменьшать потери.

Ключевые принципы - сходство и отличие

Общее у обоих подходов: принципы равноценности, прозрачности, ответственности; центральная идея - повышать качество коллективных решений через формализованные процессы и обратную связь.

SCM (классика): метод опирается на набор обязательных компонентов («семь составляющих»*), которые проявляют три ключевых принципа равноценности, прозрачности и эффективности. Метод предполагает системное внедрение - все компоненты взаимосвязаны, и изменение одного элемента влияет на остальные. Это делает SCM мощной для сред, готовых к комплексной перестройке управления.

*7 составляющих социократии (классика):
  1. Формирование предложения
  2. Принятие решения методом консента
  3. Распределение людей на функции (Выборы)
  4. Обратная связь по оптимизации деятельности в ролях
  5. Круги и двойные связи
  6. Сфера деятельности и задачи каждого круга
  7. Петли обратной связи, встроенные в каждое предложение.

S3: сформулирована вокруг 7 принципов сотрудничества и паттернов. В S3 набор принципов расширен до 7 (к равноценности, прозрачности и эффективности, который теперь скорее имеет значение эффективной результативности, добавлены ещё 4 принципа: консент, эмпиризм, постоянное развитие, ответственность. Подробнее про все 7 принципов в статье), которые действуют как «фильтр» для выбора паттернов. Главное отличие - модульность: S3 поощряет эксперимент, адаптацию, постепенное внедрение и эволюцию, в том числе включающую адптирование самих паттерной социократии 3.0 к организационному контексту. Это снижает барьер для внедрения в уже действующие agile-команды и организации с ограниченными ресурсами на трансформацию.

Как это выглядит в практике - отличия и следствия для применения

Подход к внедрению

SCM (классика): рекомендует обучение всех участников и пошаговое внедрение всех 7 ключевых компонентов через «круг по введению в практику», эксперименты на определённый срок, сильный акцент на тренингах и фасилитации. Есть ожидаемая последовательность: сначала петли обратной связи и формирование предложений, затем - консент, затем остальные элементы.

S3: позволяет «входить» в систему выборочно: собрать и приоритизировать основные напряжения в организации и начать с 1–2 паттернов, которые бы ответили на самые приоритетные напряжения (например: делегирование ответственности за ясно-определнные зоны ответсвенности и выстраивание межкомандных соглашений; процесс принятия решений методом консента; прозрачная формула вознаграждения) и расширять практики по мере готовности людей, команд и организации. Это снижает сопротивление и расходы на старт.

Структура и формализация межкомандных отношений

SCM: более формальная модель организации как вложенных друг в друга кругов с двойной связью - чёткая и единая архитектура управления. Каждая зона ответственности (круг) имеет лидера (человека выбранного или назначенного родительским кругом и связывающего родительский круг с дочерним - связь сверху - вниз) и представителя (выбранного в самом круге и участвующего в управленческих встречах родительского круга - связь снизу - вверх).

S3: предлагает 9 базовых структурных паттернов (круг, роль, связь, двойная связь, представитель, круг делегатов, сервисный круг, открытая команда и команда помощников), которые могут складывать в разнообразные организационные структуры, в том числе описанные в технологии «организация персик», иерархия с двойной связью (в точности повторяющая структуру из SCM), сервисная организация и фрактальная организация и др.). Всё это складывается в множество комбинаций и развитвается со временем, давая высокую гибкость в структуре.

Инструменты принятия решений

Общий принцип (и в SCM, и в S3): метод консент как основа. Это означает, что решения принимаются на основе сильных аргументов, а не личных препочтений. Действует "решение принято, если нет признанных группой возражений". Но:
SCM даёт более формальный фиксированный процесс (шесть шагов, ролевая структура встреч и т.п.) и требует практики, чтобы группы могли корректно применять консент.

S3 использует метод принятия решений консент, но он вписан в более широкий набор паттернов принятия решений, валидации возражений и экспериментирования. Кроме того, в разных частях организации могут гибко применять и другие методы принятия решений, с учетом принципа консента (если он принят в организации).

Инструменты "делания"

В SCM это самое слабое звено. По сути классическая социократия говорит "главное - это договориться, а уж сделать то, о чем договорились мы как-то сможем". Технология не предлагает конкретных инструментов для исполнения решений, управления проектами и повышения результативности операционной деятельности.

S3 использует богатый опыт agile методологий и предлагает базовые артефакты и элементы повышения прозрачности и результативности операционного процесса, которые могут быть усилены любыми agile и lean практиками.

Сравнительная таблица

Социократия (SCM, классика)
Социократия 3.0 (S3)
Подход
Целостный, предписывающий набор из 7 компонентов
Модульный: выбирай паттерны по потребности
Решения
Принятие консентом через чёткий процесс
Принятие консентом как ключевой принцип, плюс другие варианты/паттерны
Структура
Круги + двойная связь - базовая архитектура
Набор структурных паттернов (9 базовых, которые складывают в многие структуры)
Внедрение
Требует обучения всех, единой практики, «круга внедрения»
Можно стартовать с 1–2 паттернов, итеративно развивать в след за потребностями и задачами бизнеса
Культура
Требует дисциплины и общего единого понимания
Гибкая - поощряет эксперименты и адаптацию

Единство противоположностей

S3 «слишком гибкая» → риск фрагментации практик.
Аргумент: без системной дисциплины элементы могут остаться набором «полезных фишек» и не даст устойчивой трансформации.
(контраргумент: гибкость снижает барьер применимости и даёт ROI на ранних этапах).
Поэтому важно сочетать паттерны с постоянным развитием людей и культуры и метриками. S3 сама поощряет эмпиризм - измеряйте достигаемый эффект и корректируйте.
SCM «слишком жёсткая» → сложна для быстрых agile-команд.
Аргумент: Большие системы медленны и устойчивы к значительным изменениям. Людям будет тяжело и мы можем потерять управляемость и снизить результативность.
(контраргумент: полная система даёт прочные гарантии баланса и предотвращения захвата власти).
Консенсус vs консент
Часто люди путают эти понятия. Важно разобраться как устроен метод консента. Он очень гибкий и иногда может быть настолько же равноценным как консенсус (когда все за), а иногда жестким и эффективным, исключающим затягивание и нерезультативность.

Итог

Социократия 3.0 и классическая социократия - две линии развития одной идеи: как вовлечь людей и дать им возможность оказывать влияние на те вопросы, которые их касаются, сделать организационные решения более справедливыми, прозрачными и эффективными.
Но они предлагают разную «карту пути»: классическая социократия даёт систему кругов и двойных связей, требующую общего обучения и целостного внедрения; S3 же предлагает модульный набор паттернов и принципы сотрудничества, которые удобно сочетать с уже существующими agile-практиками.
В реальных изменениях важно иметь дело с противоположностями и учитывать разный опыт: адаптироваться к разным этапам развития своей организации, разным контекстам и среде.
Made on
Tilda